Монашество – это исполнение Евангелия

Опубликовано: 13.10.2015

Архимандрит Алексий (Поликарпов).  Приветственное слово участникам секции «Древние монашеские традиции в условиях современности» XVIII Богородично-Рождественских образовательных чтений. Монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни. 06.10.2015 г.

 

Ваше Высокопреосвящентво, Ваше Высокопреподобие!

По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Феогноста разрешите приветствовать Высокопреосвященнейших владык, досточтимое собрание, братию святой обители, приютившую здесь нас, и участников XVIII Богородично-Рождественских образовательных чтений на благословенной Калужской земле.

Не раз в истории Русской Церкви перед монашеством вставал вопрос о возрождении и сохранении древних традиций. Не раз те, кого наша Церковь чтит в лике святых, подвигом своей иноческой жизни стремились ответить на него. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские, преподобные Сергий и Никон, игумены Радонежские, преподобный Паисий Величковский, преподобные старцы Оптинские в разные исторические периоды были призваны к подвигу возрождения монашества в нашем Отечестве, а значит, следованию древним монашеским традициям в современных для них условиях.

Сегодня тот же самый вопрос стоит перед теми, кто избрал иноческий путь. Последнюю четверть века мы стали свидетелями возрождения монашеской жизни в нашем Отечестве. С 1988 года монастыри стали возникать на Русской земле в большом множестве. И вот сегодня в 884 монастырях восстановлены храмы, другие здания, началась или начинается иноческая жизнь.

Но мы знаем, что Бог не в стенах, а в благодати, в сердцах, в душах. И это самая главная задача – восстановить духовную жизнь иночества, руководствуясь примерами древних отцов-подвижников Вселенской Церкви, подвижников Русской Православной Церкви.

 

Слово «традиция» переводится на русский язык как предание. Латинское слово «tradition» происходит от глагола «trаdo», который буквально обозначает «передавать из рук в руки».

 

У апостола Павла в его Послании к Коринфянам говорится: «Принял от Господа то, что и передаю вам» (1 Кор. 11, 23). Вот это – непосредственная передача опыта из поколения  к поколению, от человека к человеку. И жизнь монаха – это, как мы знаем из собственного опыта, следование за Христом. В монашестве наиболее полным образом сохраняется аскетическая сущность христианства. «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня» (Ин. 6, 38), – говорит Спаситель, подавая нам пример послушания Отцу.

По словам архимандрита Софрония (Сахарова), «монашество есть полнота человеческого бытия по своей цели». То есть, как мы говорим, монашество – это исполнение Евангелия, и каждый из нас призван это Евангелие исполнить. И более того, мы являем собой, вольно или невольно, пример для других: «Тако да просветится свет ваш пред человеки» (Мф. 5, 16). Эти известные слова, которые мы часто повторяем, что светом для монахов являются Ангелы, а светом для мирян являются монахи.

Митрополит Афанасий Лимасольский говорит, что передача монашеских традиций от человека к человеку является передачей искусства обожения. И монашеская жизнь, как мы знаем, не только в словах, не только в учении, не только в книгах, но важно и духовное руководство, важно, чтобы в каждой обители был духовный лидер. Это, прежде всего, игумен, который жизнью своей должен свидетельствовать, и старец, если таковой имеется. Они являются для нас воплощением жизни евангельской, жизни монашеской. Яркий пример в Калужской земле и по всей России, и по всему миру – это, конечно же, Оптина. Она рядом, и ее свет, который мы получили в свое время, светит нам. И старцы в своей жизни являют благодать, которая дана им за их труды.

Упразднялось ли монашество на Русской земле? Может быть, оно совсем сошло на нет? Я думаю, что каждый из здесь сидящих знает по опыту, что оно не уходило совсем. Может быть, не было таких учрежденных обителей, но были старцы, были старицы, были подвижники, которые жили по-монашески. И через них мы имеем такой благодатный пример.

Такое утверждение (сейчас мы собираемся часто, проходит много конференций) можно было услышать в докладе архимандрита Илии (Раго), настоятеля Крестовоздвиженского монастыря в Лугано (Швейцария). Он говорит, что монашество в России сохранилось, оно не было прервано.

Отрадно сказать, что монашеские собрания становятся традиционными. Но много ли мы приобретаем от них, становимся ли мы другими? Каждый, наверное, сам скажет себе, насколько он черпает отсюда, но тем не менее это полезно. Мы делимся опытом положительным, мы делимся опытом отрицательным, и это служит нам во благо.

Спасибо вам за то, что я тоже присутствую на таком собрании. Я думаю, что каждый из нас вынесет отсюда много доброго «Богу содействующу». Прошу святых молитв – за всех монахов, друг за друга и, в частности, за Данилов монастырь, поскольку являюсь его представителем.