Богословие победы в святоотеческой традиции

Опубликовано: 09.05.2022

 

Νίκη Θεοῦ ἐπὶ πάντας ὑμᾶς(победа Божия (да будет) во всех вас).
Преподобный Феодор Студит [1]

День 9 мая отмечен особой памятью о Победе в Великой Отечественной войне – Великой Победе в чреде других побед нашего Отечества. Как известно, победы основываются не столько на силе оружия, сколько на силе духа. Подобно тому, как внешняя история России неотделима от ее истории внутренней, так и победы в сражениях неотделимы от побед, которые совершались на другом – духовном – фронте борьбы за человеческие души. А победа аскета в духовной брани приводит к постановке вопроса о богословии победы, или о ее духовном смысле, с точки зрения святых людей, которые так или иначе одержали в своей жизни ряд побед и смогли поделиться своими достижениями с другими.

Подробнее...

Наместник Андреевского монастыря выступил на межвузовской аспирантской конференции в Московской Духовной Академии

Опубликовано: 06.05.2022

6 мая в Московской духовной академии наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря, руководитель аспирантуры Московской духовной академии, профессор игумен Дионисий (Шлёнов) своим приветственным словом открыл  межвузовскую аспирантскую конференцию.

В своём выступлении отец Дионисий рассказал о связи понятий «богословие» и «добродетель» в святоотеческой традиции. Ряд святых отцов и христианских писателей учили о богословии как о самой высокой добродетели. Богословие также невозможно достичь без добродетели веры, с которой оно особенно взаимосвязано.

Подробнее...

Флорилегий о смерти как о переходе в вечность

Опубликовано: 03.05.2022

ФЛОРИЛЕГИЙ

О смерти как о переходе в вечность

Дорогие читатели! На Радоницу Церковь впервые после Светлого Христова Воскресения поминает усопших. Смерть — это повод не только для скорби и плача, но и для духовной радости. Мы, преисполненные пасхальной радости, утверждаем, что смерти нет. Как святые отцы учили о смерти? Как они утешали тех, кто лишился близких?

Подробнее...

Флорилегий о горнем рождении (согласно Ин. 3.3)

Опубликовано: 28.04.2022

Сегодня в четверг Светлой седмицы читается Евангельское чтение от Иоанна с таинственной беседой Христа Спасителя с Никодимом. В ответ на обращение Никодима:

«Равви́! мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3, 2).

(ῥαββί οἴδαμεν ὅτι ἀπο­̀ θεοῦ ἐλήλυθας διδάσκαλος οὐδεὶς γὰρ δύναται ταῦτα τὰ σημεῖα ποιεῖν ἃ σὺ ποιεῖς ἐὰν μὴ ᾖ ὁ θεὸς μετ᾿ αὐτοῦ)

Подробнее...

Гимн «Осанна» как путь к Воскресению

Опубликовано: 22.04.2022

Игумен Дионисий (Шленов)

В повествовании о входе Господнем в Иерусалим лейтмотивом звучит слово «Осанна», которое с древнейших времен имело особый смысл. В византийских лексиконах его первоначальное значение, как правило, не раскрывается, и оно просто обозначает «гимн»[2], «славу», «мир» или, ближе к еврейскому оригиналу, «спаси в самом деле»[3], в соответствии с שיע נא‏‎וה, hóšî ‘āh-nâ «спаси теперь»[4], или «спаси, мы молим».

 

 

 

 

Подробнее...